Скрыть
Раскрыть

2019. №1

Теоретические и прикладные исследования

Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации
8–43

Барышникова Марина Юрьевна — кандидат педагогических наук, за­меститель исполнительного дирек­тора Национального фонда подго­товки кадров. Адрес: 123022, Мо­сква, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: baryshnikova@ntf.ru

Вашурина Елена Вячеславовна — кандидат экономических наук, веду­щий специалист департамента вне­шних связей Казанского федерального университета. Адрес: 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: evashu­ri@mail.ru

Шарыкина Эльза Анатольевна — кандидат экономических наук, заме­ститель директора Центра эксперти­зы и консалтинга Национального фон­да подготовки кадров. Адрес: 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: elzagrishkova@gmail.com

Сергеев Юрий Николаевич — кандидат педагогических наук, руко­водитель информационно-аналити­ческого отдела Национального фон­да подготовки кадров. Адрес: 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: sergeev@ntf.ru

Чиннова Ирина Игоревна — кандидат технических наук, доцент, ру­ководитель проектов департамента развития профессионального обра­зования и науки Национального фон­да подготовки кадров. Адрес:123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: chinnova@ntf.ru

По итогам экспертно-методической поддержки реализации программ развития опорных университетов в 2016–2017 гг. сформированы целевая модель опорного университе­та и четыре типовые модели трансфор­мации опорных университетов: техно­логический лидер в регионе, многопро­фильный региональный университет, лидер в отрасли (отраслевой универ­ситет), университет в трансграничном регионе. В статье приведены характе­ристики данных моделей, представлен анализ регионов, в которых распро­странены те или иные модели, и резуль­таты апробации моделей.

Показано, что университеты, относя­щиеся к категории опорных, развива­ются преимущественно в соответствии с двумя типовыми моделями: «много­профильный региональный универси­тет» (почти половина участников про­екта, относятся к группе классических университетов) и «технологический ли­дер в регионе» (треть опорных вузов, являются техническими вузами). При этом для большинства университетов прослеживается четкая взаимосвязь выбираемой модели трансформации с их текущим состоянием и характери­стиками внешней среды. Однако ряд ву­зов в силу особенностей их внешнеси­стемных и внутрисистемных факторов занимает промежуточное положение и не может быть однозначно отнесен к конкретной модели. Авторы счита­ют, что в этом случае вуз может ис­пользовать элементы нескольких мо­делей трансформации, но основопо­лагающим при выборе модели должен стать комплекс региональных факторов, определяющих место и роль опорного университета в рамках приоритетных направлений развития региона.

44–86

Калгин Александр Сергеевич — PhD, доцент департамента государ­ственного и муниципального управ­ления факультета социальных наук На­ционального исследовательского уни­верситета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: akalgin@hse.ru

Калгина Ольга Владимировна — младший научный сотрудник науч­но-учебной лаборатории политиче­ских исследований факультета соци­альных наук Национального исследо­вательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Мо­сква, Кривоколенный пер., 3. E-mail: omiakinkova@hse.ru

Лебедева Анна Александровна — кандидат психологических наук, стар­ший научный сотрудник международ­ной лаборатории позитивной пси­хологии личности и мотивации На­ционального исследовательского университета «Высшая школа эконо­мики». Адрес: 109074, Россия, Москва, Славянская пл., 4, стр. 2. E-mail: aale­bedeva@hse.ru

В статье представлен аналитический обзор литературы, по­священной оценке публикационной активности как инструменту управ­ления по результатам в сфере науки. Проблемы количественной оценки на­учного труда рассматриваются в све­те современных представлений о мо­тивации, в частности через призму теории самодетерминации. Рассмо­трены эмпирические исследования связи внутренней и внешней мотива­ции с результативностью творческого труда, его качеством и субъективным благополучием работников. Исходя из международного опыта исполь­зования инструментов управления по результатам приводятся рекомен­дации по совершенствованию управ­ления в сфере науки.

87–108

Бекова Сауле Каэржановна — младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: bekova.sk@gmail.com

Джафарова Зибейда Илкин кызы — стажер-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: ziba.jafarova@gmail.com

Российская аспирантура характеризуется высокими показателями отсева. Многие исследователи связывают их со слабой финансовой поддержкой аспирантов и, соответственно, необходимостью работать во время обучения. Однако такие суждения опираются не на результаты исследований, а, скорее, на мнения экспертов, которые оперируют скудными статистическим данными и ссылаются на опыт отдельных знакомых кейсов. На базе проведенного в 2016 г. в ведущих российских вузах массового опроса аспирантов авторы оценивают масштабы и типы занятости аспирантов, а также опыт аспирантов, совмещающих деятельность в аспирантуре с работой. Проанализированы различия в восприятии аспирантами опыта обучения и в планах на будущее в зависимости от места трудоустройства, режима и содержания работы. Авторы приходят к выводу, что совмещение обучения в аспирантуре с трудовой занятостью может обогащать профессиональный опыт аспиранта и способствовать прогрессу в обучении, но только при условии соответствия содержания работы теме диссертационного исследования. Выделены основные риски совмещения учебы с работой. Результаты могут быть полезны при разработке мер по преобразованию аспирантуры как на вузовском, так и на общегосударственном уровне.

109–136

Дудырев Федор Феликсович — кандидат исторических наук, дирек­тор Центра исследований среднего профессионального образования Ин­ститута образования Национально­го исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: fdudyrev@hse.ru

Романова Ольга Анатольевна — аналитик Центра исследований сред­него профессионального образова­ния Института образования Нацио­нального исследовательского универ­ситета «Высшая школа экономики». E-mail: oromanova@hse.ru

Травкин Павел Викторович — кандидат экономических наук, науч­ный сотрудник Лаборатории иссле­дований рынка труда Национально­го исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ptravkin@hse.ru

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Исследование посвяще­но трудоустройству недавних выпуск­ников системы среднего профессио­нального образования. В последнее десятилетие в контингенте студентов средних профессиональных образо­вательных организаций существенно увеличилась доля девятиклассников, а это означает снижение среднего воз­раста выбора профессиональной тра­ектории. На основании данных Мони­торинга экономики образования уста­новлено, что в 2010–2015 гг. в среднем 44% студентов совмещали обучение с работой. Основной причиной совме­щения работы с получением образо­вания у студентов колледжей являют­ся финансовые затруднения в семье, и в подавляющем большинстве случа­ев такая работа никак не связана с по­лучаемым образованием. Впослед­ствии при переходе от учебы к работе выпускники средних профессиональ­ных образовательных организаций вы­нуждены соглашаться на первые пред­ложения трудоустройства, не имея фи­нансовых возможностей для долгого поиска подходящего рабочего места. Вторая часть исследования опира­ется на данные Выборочного наблю­дения трудоустройства выпускников 2010–2015 гг., проведенного Росста­том. Показано, что совмещение полу­чения образования с работой оказы­вает положительное влияние как на ве­роятность нахождения рабочего места, так и на размер получаемой заработной платы на стартовом этапе карьеры выпускников. К тому же совмещение учебы и работы по получаемой про­фессии/специальности и самостоя­тельное финансирование своего об­разования увеличивают вероятность того, что выпускник и в дальнейшем будет работать по полученной в кол­ледже профессии. Трудоустройство после окончания обучения не по по­лученной профессии/специальности влечет за собой потери в заработ­ной плате.

137–161

Дьяченко Екатерина Львовна — научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: edyachenko@hse.ru

Мироненко Ася Юрьевна — ассоциированный сотрудник Центра институциональных исследований науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге. Aдрес: 191187, Санкт-Петербург, Гагаринская ул., 6/1, литера А. E-mail: amironenko@eu.sbp.ru

Исследуется связь между профессиональным бэкграундом ректоров и динамикой развития вузов, которые они возглавляют. Базовой гипотезой является сравнительно более успешное развитие тех вузов, ректоры которых обладают управленческим опытом. Авторы проверяют эту гипотезу, построив классификацию научного пути ректоров российских вузов на основании его близости к профессиональному управленческому. Успешность развития вузов оценивалась по динамике показателей результативности образовательной, научной и финансовой деятельности. Предварительно были сформированы референтные группы (кластеры) вузов, с тем чтобы сравнение динамики осуществлялось между вузами со схожим профилем результативности. Эмпирической базой исследования служат данные результативности российских вузов (государственных и негосударственных) за 2013 и 2016 гг., предоставленные ими для Мониторинга эффективности вузов. Биографические данные о ректорах собраны из открытых источников. Помимо основного анализа в статье представлены демографические характеристики корпуса ректоров отечественных вузов.

Практика

162–186

Дацун Наталья Николаевна — кандидат физико-математических на­ук, доцент кафедры математического обеспечения вычислительных систем Пермского государственного нацио­нального исследовательского универ­ситета. Адрес: 614990, г. Пермь, ул. Бу­кирева, 15. E-mail: nndatsun@ inbox.ru

Автор предлагает рас­ширить таксономию моделей массо­вых открытых онлайн-курсов (MOOC), а также приводит доказательства пре­обладания малых частных онлайн-кур­сов (SPOC) среди моделей откры­того образования в пост-MOOC эру. Выполнен анализ публикаций 2013– 2018 гг., посвященных использованию SPOC в европейском высшем обра­зовании. При исследовании научных источников применена методика си­стематического обзора литературы (SLR). Установлено, что модель SPOC успешно сочетается с формальным высшим образованием в европей­ских образовательных программах уровня бакалавра при использовании таких педагогических стратегий, как смешанное обучение, «перевернутый класс» и обучение в сотрудничестве. Автор рекомендует SPOC к распро­странению в отечественном образо­вательном пространстве для повы­шения учебной мотивации студентов.

187–214

Коршунов Илья Алексеевич — кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по непрерывному образова­нию взрослых Института образова­ния Национального исследователь­ского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: ikorshunov@ hse.ru

Пешкова Вера Михайловна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Федерального на­учно-исследовательского социологи­ческого центра Российской академии наук. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржи­жановского, 24/35, корп. 5. E-mail: pever @mail.ru

Малкова Наталья Вячеславовна — кандидат педагогических наук, до­цент кафедры иностранных языков Московского политехнического уни­верситета. Адрес: 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, 38. E-mail: malkova_n_v@mail.ru

На основе анализа откры­тых статистических данных исследу­ются успешные стратегии реализации программ дополнительного профес­сионального образования и обуче­ния взрослых организациями сред­него профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для организаций среднего профессио­нального образования такими отрас­лями являются медицина, нефтега­зодобыча и химическая переработка, транспорт, горнодобыча и металлур­гия, электротехника и связь, педагоги­ка, сфера услуг, архитектура и строи­тельство. В высшем образовании ак­тивнее всего реализуют программы дополнительного профессионально­го образования (ДПО) медицинские, многопрофильные, педагогические, экономико-правовые и политехниче­ские вузы. Установлена взаимосвязь между числом слушателей программ ДПО и объемом обучающихся по ос­новным профессиональным образо­вательным программам.

Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчи­вости организаций среднего профес­сионального образования. В обра­зовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая пе­реработка, медицина, электротехни­ка и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических об­разовательных организациях успеш­ные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эф­фективной оказывается узкая про­фессионализация программ, взаи­модействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-ин­струментов продвижения услуг отно­сительно невелика. В крупных государственных универ­ситетах, несмотря на большую чис­ленность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существен­ного вклада в финансовую устойчи­вость: составляет не более 5% обще­го бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего об­разования (в региональных филиа­лах и негосударственных учреждени­ях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус уни­верситета является определяющим в привлечении слушателей. Изуче­ние стратегий образовательных ор­ганизаций высшего образования по­казывает, что недостаточное внима­ние к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промыш­ленности, связано с отсутствием по­казателей по данному виду услуг в со­ставе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к инте­грации программ ДПО и высшего об­разования.

215–243

Сайнбаяр Гундсамбу (Sainbayar Gundsambuu) — соискатель степени PhD в Высшей школе гумани­тарных наук Университета Осаки. Ад­рес: Osaka University, 1–1 Yamadaoka, Suita, Osaka Prefecture, 565–0871, Ja­pan. E-mail: sgundsam@fulbrightmail.org

Интернационализация стала стимулом для реформирования системы высшего образования в Мон­голии. Правительство страны видит в интернационализации путь к повы­шению качества высшего образова­ния и получению национальными ву­зами достойных позиций в рейтин­гах высших учебных заведений Азии. В соответствии с этой государствен­ной политикой поставщики образо­вания стремятся наладить междуна­родное сотрудничество, обеспечить академическую мобильность студен­тов, совершенствовать преподава­тельский состав вузов. Цель статьи — проанализировать процесс реформ в высшем образовании Монголии, а также национальные и институцио­нальные практики и инициативы в ин­тернационализации высшего обра­зования. Рассматривается концепция преподавания академических дисци­плин на английском языке в высших учебных заведениях Монголии как на­бирающее популярность явление ин­тернационализации. В задачи статьи не входит оценка процессов интерна­ционализации университетов и/или их стратегий.

Статистика и социология образования

244–263

Баскакова Марина Евгеньевна — доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ФБГ УН «Инсти­тут экономики РАН». E-mail: baska­kovame@mail.ru

Соболева Ирина Викторовна — доктор экономических наук, заве­дующая Центром политики занято­сти и социально-трудовых отношений ФБГ УН «Институт экономики РАН». E-mail: irasobol@gmail.com

Адрес: 117997, Москва, Нахимовский просп., 32.

Исследуются новые ас­пекты функциональной неграмотно­сти, обусловленные недостаточно­стью навыков работы на компьютере и ограничениями в доступе к Интер­нету. Такого рода функциональная не­грамотность препятствует адаптации к изменившимся экономическим реа­лиям, требующим освоения навыков и технологий, адекватных цифровой экономике. В качестве базовых инди­каторов готовности к использованию цифровых технологий в быту и на ра­бочих местах используются данные об уровне компьютерной грамотно­сти и доступности Интернета для раз­личных категорий населения. Иссле­дование, основанное на данных Ком­плексного наблюдения условий жизни населения Росстата и Федерального статистического наблюдения по во­просам использования населением информационных технологий, пока­зало, что в зоне риска функциональ­ной неграмотности находится около трети взрослого населения России. Сильнее всего этому риску подвер­жены лица старших возрастов, лица с невысоким уровнем образования, низкодоходные слои населения, жи­тели сельской местности. Дополни­тельный вклад в «цифровое неравен­ство» вносит региональный фактор. Доказывается целесообразность раз­работки специальных мер и программ по ликвидации цифровой неграмотно­сти среди отдельных групп населения, находящихся в зоне особого риска.

264–289

Щеглова Ирина Александровна — младший научный сотрудник центра социологии высшего образования, аспирант Института образования На­ционального исследовательского уни­верситета «Высшая школа экономи­ки». Адрес: 101000, Москва, ул. Мяс­ницкая, 20. E-mail: ishcheglova@hse.ru

Корешникова Юлия Николаевна — аналитик, аспирант Института обра­зования Национального исследова­тельского университета «Высшая шко­ла экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: koreshnikova @hse.ru

Паршина Ольга Александровна — аспирант City University of New York, Graduate Center. Адрес: City University of New York, 205 East 42nd Street, New York, NY10017. E-mail: parshinaolga23 @gmail.com

Цель данной работы — изучить в рамках одной статистиче­ской модели связь вовлечения сту­дентов в академическую, научную и внеучебную сферы деятельности университета с развитием у них на­выка критического мышления. Эмпи­рическую базу исследования соста­вили данные опроса «Студенческий опыт в исследовательском универ­ситете», проведенного в одном из на­циональных исследовательских уни­верситетов России в 2017 г. (N=3344). С помощью бинарной логистической регрессии была выявлена статисти­чески значимая связь между разви­тием навыка критического мышления и академической вовлеченностью сту­дентов в образовательный процесс, их участием в научной и внеучебной деятельности: чем сильнее студент вовлечен в образовательный процесс в классе, в научные и внеучебные про­екты, реализуемые в университете, тем выше у него уровень критическо­го мышления. Результаты проведен­ного исследования могут быть полез­ны при формировании учебного плана студентов, распределении образова­тельной нагрузки и планировании но­вых студенческих инициатив в вузе.

Из истории образования

290–317

Землякова Татьяна Михайловна — специалист факультета политиче­ских наук Европейского университе­та в Санкт-Петербурге, аспирант PhD- программы по истории Европейского университетского института во Фло­ренции.Адрес: 191187, Санкт-Петер­бург, Гагаринская ул., д. 6/1. E-mail: tetiana.zemliakova@eui.eu

Автор анализирует пред­посылки, ход и последствия амери­кано-германского академического трансфера второй половины XIX в., а также его роль в становлении со­временного американского иссле­довательского университета. Кризис классического американского колле­джа, достигший максимальной остро­ты после Гражданской войны, спро­воцировал несколько волн миграции студентов в университеты Германии. По завершении обучения большин­ство выпускников предпочли вернуть­ся в Соединенные Штаты, где, соста­вив группу реформаторов, продвига­ли модель немецкого университета в ходе академической революции. Ав­тор рассматривает студенчество в ка­честве ключевого медиатора, опре­делившего отбор и практическое осуществление заимствований. Ис­следуя трансфер понятия «академи­ческая свобода», автор анализирует, как именно медиатор влиял на ход этого трансфера. Реформаторская повестка, продвигаемая выпускника­ми немецких университетов в Амери­ке, была направлена на отстранение авторитарной администрации пиети­стов от власти и борьбу с представ­лением об университете как о сфере формирования благонадежных чле­нов общества. Достижение этих це­лей предполагало введение аспирант­ских программ, посвященных иссле­довательской работе и управляемых по усмотрению ученого сообщества. Статья состоит из трех частей, в кото­рых описываются предпосылки, моти­вы и процесс студенческой миграции, положение американских студентов в немецких университетах, восприя­тие ими немецкой модели исследо­вательского университета. Послед­няя часть статьи посвящена анализу политической повестки «реформато­ров-возвращенцев» и ее фактической реализации.

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»